Цены на лекарства растут быстрее инфляции. Государство добавляет поводов для подорожания медпрепаратов

Власти бьют тревогу – в большинстве регионов России поднимается очередная волна ковида. Для лечения выделяются средства из бюджета, недавно правительство добавило 5 млрд руб. на лекарства для тех, кто лечится дома. Но переболевшим лекарства для реабилитации обходятся все дороже, как и остальным россиянам. Реальные цены на лекарства за 2021 год выросли на 11,4%. Об этом сообщил холдинг «Ромир», который ведет статистику совершенных покупок, а не ценников в аптеках. Рост цен на лекарства, судя про фактическим продажам, значительно выше общей фиксируемой Росстатом инфляции. Эксперты «НГ» не видят причин для стабилизации цен на лекарства в ближайшие месяцы.

В России заметно растет заболеваемость COVID-19: в 67 регионах она выросла на 14% за неделю, заявила в понедельник глава Роспотребнадзора Анна Попова, подчеркнув, что ситуация «крайне напряженная». По ее словам, у 76% болезнь проявляется как острые респираторные вирусные инфекции, у 15% – в виде пневмонии и у 8% – бессимптомные формы.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции остается напряженной, ежедневно выявляется более 20 тыс. новых случаев заболевания, отмечал на прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, большинство заболевших проходят лечение дома, под наблюдением врачей. На закупку лекарств для пациентов, которые лечатся от COVID-19 на дому под наблюдением врачей, правительство направит дополнительно более 5 млрд руб., что позволит обеспечить ими 1,64 млн человек, сказал глава кабинета.

Поддержка государства необходима в ситуации безудержного роста цен на лекарства. Хотя цены на лекарственные препараты и сократились в августе 2021 года по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1%, за год цены выросли на 11,4%, показало исследование холдинга «Ромир». Основой для расчета являются данные о совершенных покупках, которые поступают от скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Индекс рассчитывается по реальным чекам с ценами на 67 препаратов и медицинских товаров из корзины потребления 15 тыс. российских домохозяйств.

Показатель января 2019 года принят в индексе за 100%. Рост цен на лекарства в России вдвое обогнал инфляцию уже в мае, сообщал «Ромир». Тогда в годовом выражении рост достиг 11,1% и почти вдвое превысил официальную потребительскую инфляцию в 6%. В августе индекс достиг максимального показателя в 35,1%. За последние два года цены на лекарства в стране выросли уже на 26,5% по сравнению с августом 2018-го.

Получается, что лекарства дорожают гораздо быстрее, чем остальные товары. Недельная инфляция в России с 21 по 27 сентября ускорилась до 0,29%, таким образом с января инфляция за год увеличилась до 7,26% (в августе она была на уровне 6,7%).

За неделю в группе наблюдаемых Росстатом медикаментов подорожали корвалол – на 0,5%, метамизол натрия (отечественный анальгин) и аллохол – на 0,4%, валидол и левомеколь – на 0,3%, поливитамины с макро- и микроэлементами – на 0,2%. Цены на комбинированные анальгетики снизились на 0,1%. А еще раньше, на неделе с 14 по 20 сентября, корвалол дорожал на 0,9%, валидол – на 0,8%, аллохол – на 0,7%, метамизол и левомеколь – на 0,5%. В 2021 году Росстат увеличил количество отслеживаемых лекарственных средств: если в 2020 году ведомство мониторило цены более чем на 40 наименований лекарств, то в 2021 году – на 53.

В начале сентября по решению Минздрава подорожали 32 жизненно важных лекарства (ЖНВЛП): министерство согласовало повышение стоимости по заявкам производителей. Среди подорожавших препаратов – иммуноглобулин, средства против опухолей и эпилепсии. В июле антимонопольщики просили воздержаться «от безосновательных заявлений о росте цен на лекарства», так как они могут искусственно поднять спрос на ЖНВЛП.

По подсчетам «Фармвестника», с ноября 2020 года Минздрав согласовал повышение цен на лекарства 51 производителя, 14 компаниям ведомство отказало. Издание отметило, что министерство повышает цену в том случае, если есть дефицит или риск дефицита на отдельные препараты. Чаще всего речь идет о дозировке лекарства или лекарственной форме.

Летом 2021 Минпромторг решил продлить упрощенную схему приемки лекарств. 1 июля 2020 года в России началась обязательная маркировка лекарств, которая вызвала массу нареканий производителей, вынужденных нести дополнительные затраты в самый разгар кризиса с поставками импортных фармсубстанций. В 2020 году цены на них выросли на 23,9%, что является абсолютным рекордом в современной истории российского фармрынка. Сопоставимый показатель инфляции фиксировали только в 2015 году, когда цены на фармсырье выросли на 19,9%.

По нашим данным, рост цен на лекарства несколько ниже, чем фиксирует «Ромир», мы ориентируемся, например, на исследование RNC Pharma, согласно которому рост составил около 8%, сказал «НГ» председатель Общественного совета при Росздравнадзоре, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Эксперт пояснил, что препараты из группы жизненно важных лекарств подорожали на 1% и менее. Стоимость этих лекарств регулируется государством: цены могут подниматься только один раз в году, а вот снижаться – несколько раз в зависимости от референтных торгов в разных странах.

Рост стоимости препаратов не из числа ЖНВЛП происходит как по причине необходимости компенсировать низкие цены на ЖНВЛП, так и роста общих затрат отрасли, поясняет эксперт. «Доллар держится пока на одном уровне, отрасль сделала запасы фармсубстанций, но растут цены, например, на алюминиевую фольгу (этот металл биржевой, цена на него определяется на бирже в Лондоне). Дорожает картон, а в связи с введением маркировки мы закупаем финский, так как на российском новая маркировка просто расползается. Сама маркировка обходится в 60 коп. с упаковки, не забывайте, что предприятиям нужно расплачиваться и по кредитам на установку оборудования для маркировки, а это от 100 до 500 тыс. евро за одну производственную линию. Дорожает бензин, растут налоги, повышенная инфляция ведет и к росту стоимости рабочей силы», – говорит Дмитриев. Ожидать стабилизации цен можно только в случае, если стабилизируется экономика в целом, считает эксперт.

По его словам, отрасль несет повышенные затраты даже от того, что система маркирования никак не заработает в полном объеме. «Минпромторг разрешил передавать препараты от производителя по всей цепочке через склады до аптек даже в том случае, если на каком-то этапе система не срабатывает. Производителям при этом приходится нанимать дополнительный персонал не только для администрирования самой системы, но и для устранения проблем с ней. На крупных складах речь может идти о дополнительных 200 работниках», – говорит Дмитриев.

Нет никаких экономических причин, чтобы цены на лекарство начали снижаться, этого не произойдет, даже если ЦБ удастся к концу следующего года загнать инфляцию к таргету в 4%, говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. «Растет стоимость энергоносителей, помещений, рабочих рук. Фарминдустрия является очень затратной, она абсорбирует рост на большое количество товаров и услуг, поэтому ждать удешевления лекарств не стоит, это вряд ли возможно», – сказал Власов. Рассчитывать можно только на расширение круга социально важных препаратов, которые будут предоставляться бесплатно, говорит эксперт. «В ближайшее время можно ожидать, что к тем препаратам, которые уже сейчас оплачиваются государством, могут добавиться, например, лекарства от заболеваний сердечно-сосудистой системы, каких-то еще заболеваний, с которыми связана повышенная смертность», – отмечает эксперт.