Российские фармкомпании будут получать лицензии без согласия патентообладателя

Если фармкомпании экспортируют лекарства, они смогут получать принудительные лицензии на препараты без согласия патентообладателя.

 

Если законопроект будет принят, он внесет Законопроект, который даст правительству полномочия давать такие лицензии без соглашения суда разработало Минобрнауки.изменения в Гражданский кодекс РФ. Минобрнауки объясняет предложение изменениями соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которые приняты в Женеве в 2005 г. и в России в 2017 году. Согласно одной из статей соглашения, члены ВТО могут выдавать принудительные лицензии на производство лекарств для экспорта. Это сделано для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации в одной стране не могут произвести достаточно лекарств, их может выпустить другая страна из ВТО. Россия сможет помогать другим странам, в особенности странам – выходцам из СССР.

В Киргизии увеличиваются случаи туберкулёза. За период с 2010 по 2013 г., в Таджикистане число ВИЧ-инфицированныхувеличилось вдвое. Теперь Россия сможет производить для них лекарства. Патентообладателя будут уведомляться о решении правительстваи выплачиватьему вознаграждение.

Пока что лицензии выдаются только по решению суда, и реальных случаев очень мало. Компания «Натива» получила принудительную лицензию на использование патента американской Celgene на Ревлимид (леналидомид). Суд рассматривает еще несколько исков по этому поводу.

ФАС уже разрабатывал подобный проект. Он предполагал, что правительство будет использовать «изобретение, полезную модель или промышленный образец» без согласия патентообладателя «в интересах национальной обороны и безопасности, защиты жизни и здоровья граждан». Но его так и не приняли.