Голикова признала искажение статистики по причинам смертности

Правительство обнаружило случаи «неправильного кодирования» причин смертности, заявила на курирующая демографию и здравоохранение вице-премьер Татьяна Голикова, говоря о проблемах с искажением соответствующей статистики. Об этом пишет РБК.

Летом, когда правительство и Минздрав получили очередные ежемесячные данные по смертности, прошло селекторное совещание с региональными властями, рассказала Голикова. На нем обсуждалось, что в причинах смертности наблюдается перекос в сторону нервных, эндокринных и «прочих» заболеваний. «У нас было такое предположение с Минздравом, что, кодируя смертность другими причинами, коллеги занижают смертность от контролируемых причин — сердечно-сосудистых и онкологических. Чтобы улучшить показатели, сбрасывают на другие причины смертности», — пояснила она. Голикова запросила у регионов обоснования представленных причин смертности, после чего и выяснилось, что статистика была недостоверна.

«Были подтверждены случаи неправильного кодирования», — признала вице-премьер. После этого она дала поручение Росстату скорректировать статистику. Именно из-за этого до сих пор нет официальных данных по причинам смертности за десять месяцев 2018 года, резюмировала Голикова.

РБК изучил статистику причин смертности в России с 2008 по 2017 год. Для анализа были использованы данные «Демографического сборника» и статистического сборника Минздрава. Оказалось, что с 2008 года резко снизилась смертность от болезней системы кровообращения: если в 2008 году такая причина фигурировала в 57% свидетельствах о смерти, то в 2017-м — в 47%. При этом с 2008 по 2012 год в России действовала программа по совершенствованию медицинской помощи больным при сердечно-сосудистых заболеваниях, среди контролируемых целей которой в том числе было снижение показателей смертности от них. 

Одновременно выросла смертность от старости (с 2,18 до 5,25%) и прочих болезней (с 3,32 до 4,33%). Вырос также за последние десять лет и процент умерших от онкологических заболеваний — с 14 до 16%. Значительно чаще россияне стали официально умирать от болезней нервной системы. В 2008 году таких было 0,7%, в 2016-м — 5,5%. И хотя данных за 2017 и 2018 годы в открытом доступе нет, из заявления вице-премьера можно сделать вывод, что эта тенденция сохраняется.