Просят добавки: в России на 17% подорожали БАДы

Повышение компенсировало снижение продаж биоактивных препаратов.

Биодобавки за последний год подорожали на 17% — в среднем до 190 рублей за упаковку. Такие данные представлены в докладе DSM Group по итогам розничного аудита фармрынка России в мае. При этом россияне стали реже покупать БАДы в аптеках, следует из документа. Аналитики считают, что производители подняли цены, чтобы сохранить прежнюю выручку при снижении объемов продаж. А опрошенные «Известиями» медики предупреждают, что снижение доступности биодобавок может плохо сказаться на здоровье россиян: по их словам, большинство граждан и так испытывают дефицит витаминов.

 

Объем российского рынка БАДов в мае 2019 года составил 26,2 млн упаковок на сумму 5 млрд рублей, указано в отчете DSM Group, с которым ознакомились «Известия». Если сравнивать с ситуацией годом ранее, продажи сократились на 3% в натуральном выражении, но выросли на 13% в денежном. При этом средняя цена упаковки увеличилась со 162 рублей в мае 2018 года до 190 рублей в том же месяце нынешнего года.

Биологически активные добавки не являются лекарственными средствами, и государственного регулирования цен на них не осуществляется, напомнили «Известиям» в пресс-службе ФАС России.

При этом снижение доступности БАДов может негативно сказаться на здоровье населения, уверен руководитель научного направления «Оптимальное питание» ФИЦ питания и биотехнологии Александр Батурин. По его словам, дефицит витаминов из-за неправильного питания есть у большинства россиян. В частности, наиболее заметна нехватка витамина D, который помимо биодобавок можно получить из мяса и рыбы. Также этот элемент синтезируется в организме на солнце, но большую часть года в нашей стране это невозможно, отметил специалист.

Россияне всё чаще отказываются от БАДов и обращаются в аптеки лишь за действительно необходимыми, по их мнению, средствами, пояснил «Известиям» гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Производители добавок поднимают цены, чтобы не снижать выручку, считает он. Причем рост стоимости в итоге может оказаться дополнительным драйвером дальнейшего сокращения продаж, полагает специалист.

— Когда продажи падают, производитель вынужден повышать цены. Этот сегмент рынка рассчитан на высокую покупательную способность, а реальные доходы населения сейчас снизились. Те же, кто продолжил покупать БАДы, могут себе это позволить и на подорожание не реагируют, — пояснила «Известиям» исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

Производители, в свою очередь, заявляют, что россияне сами начали выбирать добавки по более высоким ценам. С 2018 года на аптечном рынке происходит довольно значительное перераспределение в пользу дорогих БАДов, несмотря на некоторую стагнацию в экономике, сказал «Известиям» исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков.

— Хорошо заметен рост дорогого сегмента еще с 2017 года как в рублях, так и в упаковках, и сильное сокращение дешевого. Это говорит о том, что потребление БАДов не сокращается, а меняется его потребитель, т.е. продуктом стало интересоваться молодое, платежеспособное население, — сказал он.

Александр Жестков также предположил, что продажи биодобавок могут постепенно перераспределяться на онлайн-площадки и в нефармацевтическую розницу (например, в супермаркеты) — информация об этом не отражается в материалах DSM Group.

Тем не менее, производители не могут не замечать снижения объема продаж и повышения цен на рынке биодобавок, отметила председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева. Рост цен во многом связан с экономической ситуацией, когда производители стараются компенсировать рост издержек коррекцией цен, пояснила она.

— С другой стороны, виден переход ряда производителей на БАДы премиального ценового диапазона, — добавила Наталия Прокопьева. — Продукты с высокой маржинальностью могут быть интересны аптечным сетям, поскольку они не заинтересованы в торговле дешевым ассортиментом. На фоне снижения доходов населения это смотрится парадоксально, но тем не менее.

Как сообщали «Известия», в новую потребительскую корзину, состав которой может быть утвержден уже в 2021 году, предлагают добавить витаминный и минеральный комплекс. Инициатива уже обсуждалась на рабочей группе в Минтруде. Прожиточный минимум, который рассчитывается на основе потребительской корзины, в итоге увеличится почти на 2%.