Стоимость фармацевтических субстанций и выпускаемых из них препаратов может увеличиться из-за резкого роста тарифов на перевозку. Об этом "Ведомостям" рассказали исполнительный директор биофармацевтической компании "Нанолек" Максим Стецюк и президент компании - производителя субстанций "Активный компонент" Александр Семенов.

 

Большинство использующихся в российском фармацевтическом производстве субстанций - импортные, свидетельствуют данные RNC Pharma на 12 марта: 51,7% из них - китайские, 26% - индийские. Оставшиеся 22,3% - сырье европейского и российского происхождения.

Сейчас пассажирское авиасообщение практически полностью прекращено, цена на перевозку субстанций и лекарств выросла в 5-6 раз, приводит расчеты Семенов. По его словам, раньше много товаров транспортировалось не только грузовыми самолетами, но и пассажирскими. В результате сокращения числа рейсов тарифы на авиаперевозки выросли на 6,5%, сообщил Стецюк со ссылкой на данные World Courier. В пример он привел рост цены за транспортировку китайских субстанций: с $6 до $12 за 1 кг.

Цена на перевозки действительно может расти, в основном это касается китайского направления, сообщил представитель "Р-фарм".

Подорожала и перевозка индийского сырья, говорит гендиректор управляющего курганским "Синтезом" и ставропольским "Биокомом" Фарм-центра Сергей Клыков: ранее она составляла $3-4 за 1 кг, теперь - $18.

По словам Клыкова, дорожают и автомобильные перевозки - компания преимущественно использует фуры-рефрижераторы. В связи с пандемией в последние месяцы цена таких перевозок выросла на 10-15%, рассказал Клыков. Ставки на перевозку автотранспортом не изменились, не соглашается Стецюк, а по контрактам в валюте цены повысились из-за падения курса рубля.

Больше всего субстанций, по данным RNC Pharma за 2017 г. (более поздней информации нет), перевозится морскими судами - 67,4%. По этому виду транспорта ни одна из опрошенных "Ведомостями" фармкомпаний данные не предоставила. Следующие по популярности - автотранспорт (16,9%), авиасообщение (12,7%) и железные дороги (3%).

Кто лечит

"Нанолек", "Синтез", "Биоком", "Активный компонент" и "Р-фарм" - крупнейшие российские фармпроизводители, участвующие в выпуске или разработке лекарств и медицинских изделий для профилактики и лечения коронавируса. Последний уже разработал два препарата: олокизумаб (ингибитор интерлейкина-6) и RPH-104 (ингибитора интерлейкина-1). В процессе создание еще одной молекулы - так называемой ловушки для коронавируса. "Синтез" и "Биоком" выпускают большую часть рекомендуемых Минздравом для лечения и профилактики коронавируса лекарств: 14 примерно из 40 наименований, включая противомалярийный гидроксихлорохин. "Активный компонент" ранее заявил, что начнет производить испытываемый для тех же целей препарат ремдесивир. "Нанолек" же в начале апреля сообщил о создании стратегического партнерства с производителем медицинских устройств "Эфферон", в рамках которого они выведут на рынок сорбционные колонки, которые могут использоваться в комплексной терапии COVID-19.

Повышение тарифов на перевозки приводит к росту цен на субстанции, реактивы и другое сырье, считает Семенов. Некоторые из них, по его словам, просто исчезают с рынка: например, парацетамол и азитромицин. Недавно "Активный компонент" с помощью писем от профильного департамента Минпромторга и торгового представительства России в Китае смог "выбить" из китайского завода 1/10 необходимого компании для производства азитромицина сырья, рассказал Семенов. Китайский завод в первую очередь обеспечивает свою страну, затем Францию и США и только после этого Россию, пояснил он. Представители Минпромторга и торгпредства не ответили на запрос "Ведомостей".

Рост издержек на логистику, как и валютные колебания, и дефицит сырья из-за пандемии, сильно влияет на стоимость субстанций, подтверждает Стецюк. Из-за этих факторов может повыситься себестоимость препаратов, добавляет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. А значит, повысится и конечная цена лекарств для потребителей, рассуждает Стецюк. Это касается только отпускных цен в аптеках, по госконтрактам они зафиксированы.

Из-за повышения тарифов на перевозку субстанций и лекарств отпускная цена может вырасти, но не кардинально - и только если препарат не входит в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), указывает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

Самолетами, по данным Беспалова, обычно везутся небольшие партии дорогостоящих субстанций и готовых лекарств. В пример Беспалов приводит препараты для лечения ВИЧ и онкологических заболеваний - размеры таких поставок чаще всего исчисляются десятками тонн. Даже если их перевозка подорожает, цена вырастет незначительно. Если перевозимая партия крупная и ее размер измеряется сотнями тонн, то отпускная цена лекарств из нее может вырасти в пределах или чуть выше инфляции, полагает Беспалов: к таким препаратам относятся парацетамол, ацетилсалициловая кислота, метформин и др.

"Нанолек" пока не повышал цены, но сейчас "это критичный вопрос", говорит Стецюк: выпускать некоторые препараты скоро станет убыточно.

Ранее крупные российские фармпроизводители ("Фармстандарт", "Озон фармацевтика", "Биосинтез" и др.) уже заявляли о риске исчезновения с рынка ряда лекарств из списка ЖНВЛП. Они указывали, что из-за низкой максимально допустимой цены их производство уже было нерентабельным, а после падения курса рубля и подорожания импорта ситуация только усугубилась. Среди лекарств, которые могут пропасть с рынка, фармкомпании называли ибупрофен, парацетамол, раствор глюкозы и др.