10 лет до цели: удастся ли победить гепатит С в России?

  • 28 июля отмечается Всемирный день борьбы с гепатитом.
  • Повышение доступности диагностики и расширение охвата лечения необходимы для достижения глобальной цели элиминации в России.
  • Современные пангенотипные препараты с коротким 8-недельным курсом лечения позволяют увеличить охват терапией гепатита С.

    Всего за 4 года с момента принятия Глобальной стратегии по вирусным  гепатитам ВОЗ 33 страны мира оценили масштаб ущерба от этих инфекций и приступили к внедрению шагов, необходимых для элиминации. В России по-прежнему много нерешенных проблем, препятствующих увеличению охвата пациентов лечением гепатита С. Между тем эксперты подчеркивают, что российская инфекционная служба способна взять курс на победу над этой социально значимой инфекцией. О проблемах лечения и элиминации хронического гепатита С эксперты говорили в рамках пресс-мероприятия, организованного компанией AbbVie и приуроченного к Всемирному дню борьбы с гепатитом.

    По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), вирусом гепатита С инфицировано не менее 71 миллиона человек в мире, и ежегодно он уносит жизни почти 400 тысяч человек только от цирроза печени и гепатоцеллюлярной карциномы (ГЦК)[1]. В России, по данным Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора РФ, оценочное число случаев хронического вирусного гепатита С составляет от 3 до 5 миллионов. Частота регистрации хронического гепатита С в России в 2019 году, по данным Росстата[2], составила 30,90 случая на 100 тысяч населения, или 45 376 вновь выявленных случаев заболевания.

    За 31 год с момента открытия вируса гепатита С (ВГС) ученые кардинально изменили представления о его влиянии на организм. Список проявлений, провоцируемых ВГС, расширился с фиброза, цирроза печени и ГЦК до внушительного перечня серьезных хронических заболеваний, некоторые из которых входят в первую тройку причин смертности, в том числе как минимум семь видов онкологических заболеваний[3].

    «Доказано, что вирус гепатита С оказывает системное влияние на организм, — подчеркнул Константин Валерьевич Ждановпрофессор, начальник кафедры инфекционных болезней Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, главный внештатный инфекционист Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга, член-корреспондент РАН. — Он поражает не только печень, но и другие органы и системы организма, нередко являясь причиной таких серьезных патологий, как сахарный диабет, злокачественные новообразования, сердечно-сосудистые заболевания и другие. Поэтому сегодня во всем мире подчеркивается важность раннего начала лечения хронического гепатита С для предотвращения развития этих заболеваний».

    Уязвимость пациентов с хроническими заболеваниями печени подчеркивалась и на фоне эпидемии COVID-19[4]. Европейская ассоциация по изучению заболеваний печени (EASL) в своем заявлении призвала обратить особое внимание на пациентов с заболеваниями печени на продвинутых стадиях в связи с предположительно более высоким риском инфицирования из-за связанной с циррозом иммунной дисфункции. EASL также подчеркнула, что несбалансированное распределение ресурсов здравоохранения в условиях эпидемии COVID-19 может негативно сказаться на лечении пациентов с хроническими заболеваниями печени, которые по-прежнему требуют активной медицинской помощи.

    За относительно короткий срок с момента открытия вируса гепатита С удалось не только изучить его свойства и влияние на организм, но и разработать высокоэффективную терапию. Первые попытки лечения хронического гепатита С (ХГС) препаратами интерферона достигали лишь 20% эффективности и длились до 78 недель. Терапия ХГС стремительно менялась: от комбинированных схем на основе интерферона до полностью безинтерфероновых противовирусных режимов с эффективностью более 95%. Первые препараты прямого действия были активны только в отношении отдельных генотипов ВГС. Вершиной эволюции стали пангенотипные схемы последнего поколения, которые благодаря высокой противовирусной активности позволили сократить длительность лечения всего до 8 недель.

    «Современные препараты для лечения ХГС предоставляют нам универсальный подход и позволяют решать большинство медицинских проблем в этой области, — рассказал Константин Валерьевич Жданов. — Сейчас не составляет особого труда подобрать схему терапии для трудных пациентов с ХГС и циррозом печени, хронической болезнью почек или другими сопутствующими патологиями. При этом во время лечения пациентам уже не приходится часто обращаться к специалисту для контроля процесса терапии, как раньше. Дополнительным преимуществом пангенотипных схем является упрощение диагностики. При этом короткий 8-недельный курс позволяет вылечить больше пациентов при сокращении нагрузки на систему здравоохранения».

    Восьминедельная терапия оказалась выгодной и удобной не только для системы здравоохранения, но и для пациентов. Участники исследования[5], проведенного в США и Европе, отметили, что после эффективности и безопасности, которые занимали первые места среди наиболее важных критериев терапии, длительность лечения была для них важнейшей характеристикой. 

    Достижения медицинской науки в области изучения влияния гепатита С и его терапии в числе прочего легли в основу события, изменившего отношение к вирусным гепатитам. В 2016 году страны — члены Всемирной организации здравоохранения приняли первую в истории Стратегию сектора здравоохранения, предусматривающую элиминацию вирусных гепатитов как проблемы общественного здравоохранения. Среди ключевых задач Стратегии на срок до 2030 года: выявление не менее 90% инфицированных вирусными гепатитами B и С, снижение заболеваемости на 90% и смертности — на 65%. Многие страны мира уже внедрили меры, необходимые для элиминации гепатита С. В России же до сих пор много проблем, препятствующих увеличению охвата лечением пациентов с хроническим гепатитом С, хотя вопрос о важности элиминации вирусных гепатитов регулярно поднимается экспертным и пациентским сообществом.

    В частности, в ноябре 2019 года данная тема обсуждалась в рамках круглого стола на Всероссийском конгрессе пациентов[6]. Резолюция с рекомендациями по ключевым проблемам, требующим решения для достижения элиминации хронического гепатита С, по итогам обсуждения была направлена в Минздрав РФ, Совет Федерации РФ, Государственную думу РФ.  

    «В настоящее время каждый регион на свое усмотрение решает, в каком объеме обеспечивать медицинской помощью пациентов с хроническим гепатитом С, — подчеркнула Ольга Игоревна Сагалова, заведующая 2-м инфекционным отделением клиники Южно-Уральского государственного  медицинского университета, главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения Челябинской области,   доктор медицинских наук. — В Челябинской области пациенты бесплатно проходят полную диагностику и получают лечение современными безинтерфероновыми препаратами. Далеко не во всех регионах пациентам предоставляется возможность бесплатного полного обследования, необходимого для назначения лечения. Кроме того, охват терапией в России недостаточен для того, чтобы остановить нарастание заболеваемости гепатитом С. Пока в России количество пациентов, получающих  лечение в течение года, значительно меньше зарегистрированных новых случаев за этот же период».    

    По данным «Коалиции по готовности к лечению» (ITPC)[7] в 2018 году за счет бюджетов различных уровней было приобретено около 15 713 курсов терапии, в то время как, согласно данным Роспотребнадзора, в том же году было зарегистрировано 48 052 новых случаев вирусного гепатита С.

    «В AbbVie мы стремимся внести значительный вклад в элиминацию хронического гепатита С, — отметил Энтони Вонг, региональный вице-президент AbbVie в России и СНГ. —  Мы разработали эффективные и простые в использовании препараты, которые позволяют ускорить элиминацию ХГС, а также работаем над внедрением эффективных решений, которые позволяют повысить доступность диагностики и лечения, что чрезвычайно важно для достижения цели элиминации». 

    О компании AbbVie

    Миссия компании AbbVie — разработка и вывод на рынок инновационной терапии для лечения некоторых из самых тяжелых заболеваний и решение медицинских проблем завтрашнего дня. Мы стремимся оказывать значительное влияние на жизнь людей в ключевых терапевтических областях: иммунология, онкология, неврология, офтальмология, вирусология, женское здоровье и гастроэнтерология, а также с помощью продуктов и услуг подразделения Allergan — эстетическая медицина. За дополнительной информацией о компании обращайтесь на сайт www.abbvie.com, www.abbvie.ru, а также к аккаунтам в социальных сетях @abbvie в TwitterFacebookInstagramYouTube.

    За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь

Елена Дианова 

Директор по связям с общественностью AbbVie в России и СНГ   

Elena.dianova@abbvie.com 

8 (919) 767-80-93  

[1] Всемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень. Гепатит С. Электронный источник. Проверен 07.07.2020 https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/hepatitis-c

[2]Письмо Федеральной службы государственной статистики от 19.06.2020 № 08-08-3/2079ДР в ответ на запрос компании AbbVie.

[3]Saad Qadwai, Tayyaba Rehman, Jonathan Barsa, Zeeshan Solangi, and Edward Lebovics. Review Article Hepatitis C Virus and Nonliver Solid Cancers: Is There an Association between HCV and Cancers of the Pancreas, Thyroid, Kidney, Oral Cavity, Breast, Lung, and Gastrointestinal Tract? Gastroenterology Research and Practice, Volume 2017, Article ID 8349150, 11 pages https://doi.org/10.1155/2017/8349150; Peng Wang, Zhaohai Jing, Changjiang Liu, Meihua Xu, Pei Wang, Xiao Wang, Yulei Yin, Ying Cui, Dunlin Ren, Xiaopang Rao. Hepatitis C virus infection and risk of thyroid cancer: A systematic review and meta-analysis. Arab Journal of Gastroenterology 18 (2017), 1–5; Stanislas Pol, Anaïs Vallet-Pichard and Olivier Hermine, Extrahepatic cancers and chronic HCV infection, GASTROENTEROLOGY & HEPATOLOGY, VOLUME 15, MAY 2018, р. 283; Xiangdong Liu, Yanqing Chen, Youxin Wang, Xiaohua Dong, Junming Wang, Jianhua Tang, Kristina Sundquist, Jan Sundquist & Jianguang Ji. Cancer risk in patients with hepatitis C virus infection: a population-based study in Sweden. 2016. Cancer Medicine published by John Wiley & Sons Ltd.

[4] EASL. Care of patients with liver disease during the COVID-19 pandemic: EASL-ESCMID Position Paper.

[5] Welzel TM, Yang M, Sajeev G, et al. Assessing patient preferences for treatment decisions for new direct acting antiviral (DAA) therapies for chronic hepatitis C virus infections [published online June 25, 2019]. AdvTher. doi:10.1007/s12325-019-01012-6

[6] Вместе против гепатита. Официальный сайт МРОО «Вместе против гепатита». Возможности есть — плана работы нет. Электронный источник. Проверен 07.07.2020   https://www.protivgepatita.ru/news/current-events-moo/1073-2019-12-21-20-33-56

[7] Коалиция по готовности к лечению (ITPCRU). Результаты мониторинга закупок препаратов для лечения гепатита С в России в 2018 году. Электронный источник. Проверен 07.07.2020